top of page

 

AIR —Art.ITMO.Residency
 

11–23 ноября

 

Биржевая линия, 16

(вход со стороны Биржевого переулка) 

Вт.–Вс.: 12:00 – 21:00

Вход свободный

 

Участники 

 

Карин Андерсен (Германия–Италия), Анестис Анестис (Греция), Григорий Киргизов (Россия), Джереми Куярд (США), Александра Лерман (США), Мириам Симун (США), Галина Алферова и Семён Кольцов (Россия), Алина Кугуш (Россия), Наталья Лях (Франция–Россия), Александр Погребняк и Антон Щеголев (Россия), Данита Пушкарева (Россия).

 

Кураторы

 

Елена Губанова (Россия), Анна Франц (Россия–США), Христиана Казаку (Греция–Великобритания), Виктория Илюшкина (Россия)

Art-mediation tour by Alina Kugush. Photo: Mikhail Grigoriev

Кто ты, а кто я?

В течение 2021 года медиалаборатория CYLAND проводила занятия со студентами двух ведущих школ современного искусства в Петербурге: магистрантами направления Art & Science Университета ИТМО и участниками программы «Школа молодого художника» фонда «Про Арте». Трое студентов получили возможность представить свои проекты на фестивале «Киберфест» в галерее Art.ITMO.Residency. Это важный опыт сотрудничества и уникальный шанс показать результаты обучения в рамках международного форума мультимедийного искусства.

Тема фестиваля — «Космос и Хаос» — изначально предполагала множественность интерпретаций этих классических понятий. Как писал в своей книге «История античной эстетики» выдающийся ученый Алексей Лосев, «космос прекрасен, но это результат не только его всеобщей разумности, но и его роковой предназначенности. Сегодня он прекрасен, а завтра он развалился и стал безобразным. И все это тоже и прекрасно, и законно, и самоочевидно и вполне естественно». Сможем ли мы справиться с разваливающимся на наших глазах космосом прошлого и принять новое предназначение и новое понятие красоты?

Выставочный проект «Кто ты, а кто я?» включает работы, которые рассматривают проблемы самоопределения человека в эпоху четвертой промышленной революции. В первую очередь это работы, выражающие критический взгляд на происходящее. Все ли запрограммировано и следует логике алгоритмов? Засилие шаблонов, зависимость от техники — новая степень несвободы, добавленная к старому порядку.

Анализ пользовательского опыта и «мышление по подобию» нашли отражение в произведениях Алины Кугуш — выпускницы школы «Про Арте», и Джереми Куярда — художника, работающего с компьютерными играми. Анестис Анестис исследует возможность определения жизни как системы, которая способна воспроизводиться самостоятельно. Мириам Симун и Карин Андерсон изучают понятие «постгуманизм» и ставят под вопрос перспективы выживания человека. Данита Пушкарева показывает, как мечты о будущем превращаются в абсурд, где безумный принтер тиражирует хаос. Александр Погребняк препарирует «звучание эфира» в тайной лаборатории, напоминающей «шарашки» советского времени. Александра Лерман экспериментирует с реальным и виртуальным, меняет их местами, используя Google Maps для прокладывания маршрутов сквозь сновидения.

В части представленных на выставке работ авторы обращаются к визуальным образам и метафорам нового времени, размышляя о связи живого и неживого и подчеркивая красоту динамических структур и фрактальных систем. Наталья Лях создает собственную эстетику восприятия и модель организации хаоса. Выпускница магистерской программы Art & Science Галина Алферова и ученый Семен Кольцов исследуют самоорганизацию сложных динамических систем. Студенческий проект Григория Киргизова демонстрирует сложность простейших правил; в его гибридной скульптуре форма и узор размывают границу между искусственным и естественным.

Мы ожидали увидеть в работах художников новую эстетику и новую красоту, однако проекты показали, что переходный период вживления технологического в человеческое продолжается — и до стройного космоса нового мира еще очень далеко.

Елена Губанова, куратор фестиваля

Киберфест-13 | AIR — ITMO. Фото: Михаил Григорьев

Галина Алферова, Семен Кольцов (Россия)

Высокая чувствительность

инсталляция, 2021

Работа представляет собой визуализацию математической модели из теории хаоса. Это аттрактор Лоренца, напоминающий своими очертаниями бабочку. Изучая метеорологические процессы, Эдвард Лоренц пришел к выводу, что незначительные различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении («эффект бабочки»), и предсказание становится невозможным. Откуда в детерминированной системе хаос и непредсказуемость? Это связано с высокой чувствительностью к начальным условиям. В проекте Алферовой и Кольцова кристаллы висмута соответствуют положению траекторий аттрактора, также являясь самоорганизованными структурами. Понимание процессов самоорганизации, самосовершенствования сложных динамических систем приводит нас, людей, к выстраиванию нового диалога с природой.

Карин Андерсен (Германия–Италия)

Экологическая гимнастика

цифровые отпечатки, 2021

Работа предоставлена Traffic Gallery (Бергамо, Италия)

Исследование жизни в экстремальных и необычных средах обитания, а также взаимодействия между микрокосмосом и макрокосмосом, структурой и энтропией, целенаправленными и случайными процессами.

Анестис Анестис (Греция)

Материя жизни

интерактивная инсталляция, 2020

Интерактивная работа Анестиса отсылает к легендарной игре «Жизнь» — клеточному автомату, который был придуман британским математиком Джоном Конвеем в 1970 году и приобрел культовый статус в информатике, математике, биологии, цифровой физике и философии. Конвей опирался на принадлежащее Джону фон Нейману определение жизни как системы, которая может себя воспроизводить, и пытался эмулировать машину Тьюринга. Игра показывает, как самоорганизация и сложность могут возникать в результате применения простых правил, которые описывают эволюцию живых или мертвых клеток из первоначальной конфигурации. В этой инсталляции камера отслеживает изменения в видеопотоке и использует их как входные данные, чтобы поместить новые живые клетки в текущее состояние эволюции, проецируемое на большой экран. 

Джон Конвей умер в 2020 году от COVID-19. Эта инсталляция — дань уважения его жизни и трудам.

Григорий Киргизов (Россия)

Исток формы 

скульптура, 2021

Природные формы — бутоны цветов, окрасы животных и узоры морских обитателей — кажутся нам неповторимо сложными, а технологии мы видим чуждыми природе и следующими искусственному принципу организации. Такой взгляд наталкивает на мысль о противостоянии природного и технологического, но есть и зоны возможного синтеза, приоткрывающие нам единые принципы организации живой и неживой материи.

Видимая сложность не обязательно сложна в своем истоке — она может порождаться и простейшими правилами, как показывают физика теории хаоса, фрактальная геометрия и некоторые семейства математических моделей (например клеточные автоматы). Развитие этих теорий ведет к перспективе, в которой искусственное и природное плавно перетекают друг в друга. Могут ли существовать органические технологии и виртуальная жизнь? Могут ли они образоваться из «первичного супа» исходного кода, как в симуляциях образуются клеточные автоматы, странно напоминающие амеб и колонии бактерий?

Скульптура «Исток формы» — это попытка материализовать ответ на такие вопросы. Она смоделирована из узоров, порождаемых одномерным клеточным автоматом (так называемым Правилом 30) и удивительно схожих с окрасом ракушек моллюска Conus textile. Скульптура напечатана из фотополимерной смолы на высокоточном 3D-принтере. 

Алина Кугуш (Россия)

Лаборатория X

видеоинсталляция, 2021

При поддержке фонда «Про Арте» и медиалаборатории CYLAND

Любая теория заговора рождается из стремления объяснить сложное мироустройство каким-то упрощенным способом. В качестве художественного жеста Алина Кугуш обращается к этой логике и разворачивает ее в абсурдистском ключе, применяя «мышление по подобию» — в нашем случае, визуальному. 

Проект включает несколько экранов, совмещенных со статичным коллажем. В это «визуальное облако» также входит лабораторный стол с вмонтированными в него экранами. Некоторые из них экспонированы как пробирки со срезанным дном, в глубине которых проигрывается видео. Анимация на экранах двигается с разной скоростью — от 3 до 9 кадров в секунду. Визуальный рефрен: бытовые объекты, очертаниями напоминающие микробы под микроскопом, сменяют друг друга. Непредсказуемость элементов, выступающих в роли «микробов», рождает комический эффект.

Джереми Куярд (США) 

Инопланетная загробная жизнь: летсплей-2056

видео, 2017

Действие происходит в 2056 году. Некая женщина находит на блошином рынке видеоигру «Инопланетная загробная жизнь» (Alien Afterlife), разработанную Джереми Куярдом. В этом антиутопическом будущем умные машины начали спекулировать недвижимостью и скупили весь город, вынудив людей жить в изгнании. Героиня видео решает пройти загадочную игру и выложить запись на YouTube, чтобы подзаработать немного денег. Комментируя путешествие по странному цифровому миру, она рассказывает нам о своей жизни.  

Джереми Куярд (США)

JEF_Stream

видео, 2020

Это запись трансляции видеоигры Джереми Куярда JEF, которую проходит известный стример Vinesauce. Персонаж игры сбегает на оккупированную инопланетянами Землю, где бывшие богачи принуждены собирать мебель для простых граждан в трудовых лагерях IKEA. На видео запечатлен момент взаимодействия «мира искусства» и «мира видеоигр». Чем более идейно левой и странной становится игра, тем враждебнее чат по отношению к ее создателю. Несмотря на это, стример неловко продолжает прохождение. 

 

Александра Лерман (США–Россия)

Докфильм из снов: Ужгород

экспериментальный документальный фильм, 2020 

Фильм, снятый на мобильные телефоны совместно с украинскими художниками, включает сновидения и кошмары нескольких рассказчиков. В нем фигурируют живописный город Львов, замок графа Дракулы в Карпатах, печально известная зона отчуждения Чернобыльской АЭС и сложные переплетения труб под оперным театром в Будапеште. Чтобы собрать воедино все локации подсознательного, возникшие из собранных снов, используется картографическое и навигационное приложение Google Maps. 

Наталья Лях (Франция–Россия)  

Хаос/Космос №1, 2, 3

видеоинсталляция, 2020

Согласно концепциям древнегреческой философии, космос — это идея порядка в ограниченном пространстве, а хаос — идея беспорядка в пространстве безграничном. Следовательно, художники вынуждены постоянно играть с идеей беспорядка в смысле бесконечности и придавать ей законченную форму, упорядочивать хаос. 

Видеотриптих Натальи Лях — это эксперимент с беспорядочными изображениями, которым художница задает предел при помощи монтажа. Гармония возникает посредством монтажных склеек либо обратной перемотки. Это превращение хаотической реальности в ее неизбежно ограниченный образ через эстетические метаморфозы — возможно, и есть то воображение, которое Оскар Уайльд упоминал в «Портрете Дориана Грея»: «Действительность — это хаос, но в работе человеческого воображения есть неумолимая логика».

Александр Погребняк, Антон Щеголев (Россия)

Break-in

медиаинсталляция, 2021

Инженеры Алексей Грачев, Андрей Строков

При поддержке медиалаборатории CYLAND

 

Инсталляция представляет собой канал связи с пространством информационного хаоса, которое возникло в результате деятельности человека и в конечном счете стало отдельной системой с собственными «мыслями» и поведением. Художники предлагают зрителям исследовать этот мир через главный медиум работы — звук. Аудио собрано из различных записей: одни сгенерированы нейросетями, другие вырваны из радиопереговоров — и так далее. Предметную часть инсталляции составляют круглый стол и стоящие на нем аналоговые вычислительные приборы. Изображения и надписи, которые появляются на их экранах, тесно связаны со звуковым нарративом работы.

Данита Пушкарева (Россия)

Конец вечности

медиаинсталляция, 2020

Инженер Андрей Строков

При поддержке медиалаборатории CYLAND

 

Проект посвящен попыткам изобразить будущее — не описать, как это делали философы и футурологи, а именно представить в виде изображения. Две части работы, разнесенные во времени, составляют историю в жанре мокьюментари. В первой части некий художник, якобы друживший с Осипом Флехтхаймом — немецким ученым, который впервые использовал термин «футурология» в самый разгар Второй мировой войны, — рисует иллюстрации к его книге «Футурология: битва за будущее». Созданные в 1970-е, эти рисунки показывают будущее таким, каким оно виделось из социальной и технократической утопии того времени. Во второй части мы сталкиваемся с книгой Флехтхайма в далеком будущем: робот-библиограф находит ее в огромном цифровом хранилище и тоже решает проиллюстрировать. В ход идут новые технологии, и сам процесс рисования трансформируется в звук. Процессор робота, однако, дает сбой, поэтому иллюстрации выводятся на принтере в виде черно-белой линейной графики прямо в выставочном зале. Звук работающего устройства, создающего изображение, здесь также важен. Соединяясь, две попытки визуализации образуют палимпсест «картины будущего».

Мириам Симун (США)

То, что вам нужно дышать, — это ложь

видео, 2019 

Сенсорный документ трансгуманистической эволюции; призыв присоединиться к психофизическим тренировкам для расширения человеческих возможностей. Перед лицом экологических и технологических изменений мы обучаемся новым реакциям и приобретаем новые способности по модели головоногого моллюска. В своей работе Мириам Симун представляет морское животное, не относящееся к млекопитающим, как образец для подражания в эволюции. Художница осмысляет возможности человеческого организма и формы физической активности в океанских глубинах и пропагандирует неантропоцентричное знание для проекта инновации. Обучение она рассматривает как технологию, как основанное на практике расширение возможностей, как развитие внутренних способностей и равенства в доступе. 

Арт-медиация Алины Кугуш. Фото: Михаил Григорьев

bottom of page