top of page

 

Анненкирхе
 

19–21 ноября

 

Кирочная, 8в 

Вт.–Вс.: 10:00 – 22:00

Вход свободный

 

Перерывы на Богослужение: 

21 ноября — 10:00–13:00 

Во время Богослужения открыта только часть экспозиции, расположенная в вестибюле. Закрыты: Большой зал, ротонда и балконы.

 

Участники

 

Виктория Весна (США), Иван Говорков (Россия), Мария Кароль, Евгений Корелин (Россия), Дамла Киликиран (Норвегия), Уилльям Лейтам (Великобритания), Хуан Линдун, У Цзывэй (Китай), Патриша Олиник (США–Канада), Мариятереза Сартори (Италия), Давид Хогаттерер (Австрия), Борис Шершенков (Россия)

 

Кураторы

 

Елена Губанова (Россия), Анна Франц (Россия), Сергей Комаров (Россия), Каролин Тампере (Норвегия), Даниэла Симбида (США)

t2x_york_1.jpg

Давид Хогаттерер (Австрия), Время X, звуковая инсталляция, 2013–2014 (новая версия: 2020) © Jim Poyner Photography

 

 

Материя — это бесконечное множество существующих в мире объектов и систем. Согласно Аристотелю, ничто не возникает из ничего; всякое возникновение и всякая трансформация требуют наличия некоего субстрата, который, изменяясь, утрачивает одни свойства и приобретает другие. Классическим примером служит статуя: глыба меди под рукой мастера превращается в скульптуру, а медь — это та материальная причина, которая утрачивает форму глыбы и приобретает новую форму. Этот субстрат Аристотель и называет материей.

Проекты, выставленные в Анненкирхе, — это художественное представление различных форм материи и новое осмысление материальности с точки зрения современных научных знаний. Мы рады показать их именно в лютеранской церкви Святой Анны, подчеркивая, что между религиозным, художественным и научным познанием мира нет противоречий, если оно направлено к человеку.

В повседневной жизни мы нечасто задумываемся об экологии Космоса. Медиахудожник Борис Шершенков занимается поиском следов, которые человек оставил в эфире. Виктория Весна призывает смотреть вверх, в открытый космос, в поисках звездной пыли, которая так влияет на нас и нашу планету. 

Мыслимая геометрия Вселенной образно представлена через пластику движения человеческих рук в видео Ивана Говоркова «Траектории». Патриша Олиник в мультимедийной работе «Темные небеса» проектирует выразительную звуковую и визуальную среду, которая артикулирует неоднозначное пространство между микро- и макромирами. Дамла Киликиран в инсталляции «Психограф» создает семиотический ландшафт в процессе изменения. 

В звуковой инсталляции «Новый ветер» Мариятереза Сартори предлагает антропизировать и приручить огромную природную силу, над которой мы не властны. Это попытка остановить хаос, дав человеческий голос феномену движения. Постоянное звучание работы Дэвида Хогаттерера «Время X» превращает четвертое измерение — время — в геометрическое пространство.

Несколько работ посвящены человеческому восприятию опасности и страха как пространства хаоса. «Вирус фантазии» Уилльяма Лейтама — ответ на эпидемию COVID-19. Этот видеоарт превращает в искусство замысловатую геометрию вирусов. Китайские художники Хуан Линдун и У Цзывэй представляют пейзаж будущего, в котором технологии станут неотъемлемой частью мира природы, и рассказывают о том, как люди конструируют псевдосреду. Студенты «Школы молодого художника» фонда «Про Арте» Мария Кароль и Евгений Корелин предлагают зрителю увидеть свой страх как мармелад.

Бушующий ветер и мармелад, звездная пыль и мутаторы-вирусы, мимикрия и музыка Чайковского, телевизионные эфиры со следами человеческого и траектории космических движений — все это маленький кристалл семиотического ландшафта нашего современника, в котором переливается многогранно общая геометрия времени.

 

Елена Губанова, куратор фестиваля

 

 

Виктория Весна (США)

[Инопланетная] звездная пыль 

медиаинсталляция, 2019 — по настоящее время

Проект был впервые представлен в марте 2020 года в Музее естественной истории в Вене (Австрия). Отправной точкой послужили семь метеоритов из музейной коллекции, которые упали на разные континенты нашей планеты и теперь побуждают нас искать звездную пыль среди природных и антропогенных частиц, которыми все мы дышим. Зрители могут понаблюдать за падением метеоритов с помощью технологии дополненной реальности (AR). Есть также возможность принять участие в воркшопе и онлайн-медитации, которые художница проведет удаленно. 

 

МЕТЕОРИТЫ

 

Тиссинт: Марокко, Африка

Челябинск: Россия, Европа

Фукан: Китай, Азия

Хенбери: Австралия

Каньон-Дьябло: США, Северная Америка

Кампо-дель-Сьело: Аргентина, Южная Америка

Аллан-Хиллс A76009: Антарктида

 

Метеориты из коллекции Музея естественной истории в Вене

 

Иван Говорков (Россия)

Траектории

видео, 2007

оператор Елена Губанова

Короткое видео о противоречиях полярных сил и в то же время о неразрывной связи между ними. Через пластику движений левой и правой руки, их кружение, мнимый антагонизм и внутреннее напряжение художник предлагает свою модель Космоса, определяя его как иллюзию полярности в едином, сотканном из борьбы противоположностей мире. 

Мария Кароль, Евгений Корелин (Россия)

PATHND 

инсталляция, 2021

При поддержке фонда «Про Арте» и медиалаборатории CYLAND

PATHND расшифровывается как «past actions that have not done» («действия, которые не были совершались»). Проект был начат еще в 2020 году и, постепенно меняясь, пришел к своей нынешней форме. На первый план вышло пересечение тревоги и страха, притом авторы отталкивались прежде всего от эмоциональной окраски слов. Страх здесь стал животным чувством, естественным и полезным, достойным уважения, а тревога — липким и постоянно присутствующим рядом организмом. Тревога ждет тебя за каждым углом в надежде, что ты предпримешь какое-то действие, чтобы сеть вероятностей и отклонений от запланированного разрослась еще больше. Тревога — всадник хаоса и непредсказуемости, но как раз из хаоса и рождается все в этом мире. 

Дамла Киликиран (Норвегия) 

Психограф

видеоинсталляция, 2018

В этой работе беззвучные анимации предстают как отпечатки ментальных состояний исследователя пространства. Абстрактные рисунки, напоминающие иероглифы, вызывают ассоциации с математическими формами, такими как лента Мебиуса или vesica piscis, и со сказочными животными, такими как птица феникс. Исторически психография как спиритуалистический инструмент принимала разные формы, но больше всего она известна как автоматическое письмо, которое используется для установления контакта с бессознательным. В психографии Дамлы Киликиран пространство и проецируемые фигуры создают семиотический ландшафт в процессе изменения. Это сообщение, которое может быть прочитано тогда, когда язык бессилен. 

Уилльям Лейтам (Великобритания) 

Вирус фантазии (Мутатор)

компьютерное видео в формате виртуальной реальности, 2020–2021

Проект создан Уилльямом Лейтамом в сотрудничестве со Стивеном Тоддом, VR-командой Mutator и Питером Тоддом, который отвечал за аудио. Целью разработчиков было понять, смогут ли они использовать систему Mutator/Form Grow, чтобы генерировать «вирусоподобные» мутации, применяя свой подход «эволюция через эстетику». Работа стала ответом на эпидемию коронавируса. Хотя болезнь и ужасна, это произведение видеоарта воспевает и имитирует сложную геометрию вирусов, таких как COVID-19. 

Видео вдохновлено тем, что команда почерпнула из своей научной работы по визуализации данных структурной биологии для Йоркского университета и Института молекулярной медицины Уэзеролла. 

Хуан Линдун, У Цзывэй (Китай) 

Мимикрия

видеоинсталляция, 2020

«Мимикрия» — это мультиэкранная видеоинсталляция, созданная с помощью компьютерных алгоритмов и навеянная мимикрией в природе — уникальным способом самозащиты животных, которые меняют цвет и рисунок пятен в ответ на изменения окружающей среды. В этой экспериментальной работе камеры записывают растения в режиме реального времени, а цвет и форма виртуальных насекомых создаются с помощью генетического алгоритма и постепенно меняются, чтобы в конце концов визуально слиться с записанным фоном. Эта имитация размножения, отбора и мутации визуализируется на мониторах, расположенных перед вышеупомянутыми живыми растениями. 

По мысли авторов, эта работа исследует не только пересечения природы и компьютерных технологий, но и человеческое общество. Как пишет Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение», люди конструируют псевдосреду, которая является субъективным, предвзятым и вынужденно сокращенным мысленным образом мира. Реальная среда, псевдосреда, поведение человека и его последствия влияют друг на друга, создавая циклическую структуру. В какой-то степени псевдосреда каждого из нас — это фикция.

Патриша Олиник (США–Канада) 

Темные небеса 

мультимедийная инсталляция, 2018

Совместно с Сон Хо Кимом

Эта работа — ответ на вездесущее световое загрязнение, определяемое как избыток навязчивого искусственного света в городской среде, что влияет на волновую активность мозга и суточные биоритмы человека и других живых существ. Название отсылает к астрономии, к отдаленным местам, свободным от туманного, созданного человеком света. «Темные небеса» показывают два разных временных промежутка сразу: сумеречное небо и кромешную тьму с молочными потоками света. Выразительный звуковой ландшафт добавляет работе иммерсивности.

Мариятереза Сартори (Италия)

Новый ветер

звуковая инсталляция, 2020 

Звукорежиссер Виктор Неббьоло ди Кастри, платформа PASE, Венеция

«Новый ветер» — это попытка приручить огромную природную силу, над которой мы не властны; попытка положить конец хаосу, дав человеческий голос явлению, которое можно увидеть только через то, что им движимо (свойство, присущее также силам бессознательного). Звук ветра, наполненный человеческими голосами, совершает круговые движения, создавая воронку, бездна которой одновременно и внутри нас, и снаружи. 

Давид Хогаттерер (Австрия)

Время X

звуковая инсталляция, 2013–2014 (новая версия: 2020)

Инсталляция превращает четвертое измерение — время — в геометрическое пространство. Короткий аудиофайл нарезается на маленькие фрагменты, которые воспроизводятся одновременно, так что каждая небольшая часть акустической информации постоянно слышна. Слушатель воспринимает «застывшую картину некоего периода времени»: с расстояния шумовую картину «видишь» сразу, а при приближении можно «рассмотреть» детали.

Борис Шершенков (Россия)

Etheroforming: Башня

аудиовизуальная инсталляция, 2021

Медиаархеологическое исследование феномена электронной синестезии с помощью аналоговых телевизионных сигналов. В основе инсталляции — тест-генераторы с добавленными системами автоматического управления параметрами сигналов, анализирующие данные цифрового телеэфира и движения посетителей в пространстве инсталляции.

«Etheroforming» — эксперимент по обнаружению антропогенных воздействий на эфирную среду. «Башня» производит трансляцию чистых тест-сигналов на частотах основных аналоговых телевизионных каналов, в настоящее время заброшенных человеком. Тест-таблицы, обладающие почти супрематическими свойствами, сталкиваются и искажаются в эфирном пространстве инсталляции. При помощи аналоговых телеприемников, размещенных в определенных точках помещения и настроенных на различные каналы, формируется аудиовизуальная карта телевизионного эфирного слоя, позволяющая погрузиться в него и путешествовать внутри.

bottom of page