top of page
IMG_9044.jpg

Дата

 

17–27 сентября 202

 

Площадка

 

Dartington Esate
Totnes, Devon,

TQ9 6EL, UK

Художники

Татьяна Ахметгалиева

Василий Баканов

Александр Бочков

Александра Дементьева

Франческа Фини

Анна Франц

Алексей Грачев

Елена Губанова & Иван Говорков

Виктория Илюшкина

Борис Казаков

Сергей Комаров

Александра Лерман

Дана Леви

Олег Маленок

Майя Попова

Андрей Строков

Алена Терешко

Аня Цирлина

Ваутер ван Велдховен

Евгений Юфит

 

Кураторы

Анна Франц, медиалаборатория CYLAND

Наташа Риветт-Карнак, Дартингтон Траст

Виктория Илюшкина, видеоархив CYLAND

«КИБЕРФЕСТ-14: Ферментация» прошел с 17 по 27 сентября в Дартингтоне, Великобритания. Посредством художественных инсталляций, образовательных событий и дискуссий фестиваль исследовал метаморфозы, которые скрывает в себе феномен ферментации.

Фестиваль организован в сотрудничестве с Dartington Trust, крупным художественным, образовательным, экологическим и социальным центром, расположенным на участке площадью 1200 акров недалеко от Тотнеса в Девоне. Экспериментальные инсталляции были рассредоточены по территории центра в течение десяти дней фестиваля. Зрители также смогли принять участие в дискуссиях, семинарах, кинопоказах, музыкальных событиях, насладиться уникальной природой Дартингтона и попробовать местную кухню. 

Ферментация

Ферментация в общепринятом понимании – технологический процесс в пищевой промышленности. Но если задуматься, практически все, что происходит с течением времени с одушевленными, неодушевленными и даже сугубо материальными объектами, подпадает под это определение. Вино проходит длинный путь изменения состояния от спелых ягод винограда до напитков разной степени сладости и крепости. Человеческие отношения также “ферментируют” с годами, обретая разные уровни интенсивности, трансформируясь из молодых и сырых в выдержанные и зрелые.

Мировая кулинария изобилует рецептами, основанными на процессах ферментации: квашеные овощи и грибы, пиво, соленая рыба на севере и вяленое мясо, сухофрукты, рыбные соусы греческой кухни на юге. Остановить или хотя бы замедлить процесс “ферментации” человеческой красоты давно пытаются косметологи во всем мире.

Но процесс всех этих преобразований весьма интересен, часто живописен и даже интересно звучит, и он вдохновил немало художников по всему миру. Авторы работ, представленных на фестивале «КИБЕРФЕСТ-14: Ферментация», проводят перекличку изменений живого и мертвого, цвета и запаха, звуков и впечатлений.

Анна Франц, художник, куратор, CYLAND MediaArtLab

Резиденция «Искусство и экология»

В январе 2022 года в Школе искусств Дартингтона начала свою работу магистратура по направлению «Искусство и экология». В преддверии запуска академической программы Дартингтон и CYLAND организовали трехнедельную арт-резиденцию для специалистов-практиков, изучающих междисциплинарное и трансдисциплинарное сотрудничество. Узнать больше>

Дартингтон

Dartington Trust — художественный, образовательный, экологический и социальный центр, расположенным на участке площадью 1200 акров недалеко от Тотнеса в Девоне. На протяжении своей истории Дартингтон был местом притяжения художников и мыслителей, таких как Бернард Лич, композитор Игорь Стравинский, виолончелистка Жаклин дю Пре, музыкант Рави Шанкар, драматург Бернард Шоу и активист-эколог Вандана Шива.

Сегодня Дартингтон это: Шумахер-колледжШкола искусств, инициатива «Исследования на практике» и Школа социального предпринимательства.

— центр социальных проектов для организаций-единомышленников и благотворительных инициатив.

— природный заповедник с проектами по агролесоводству и выращиванию продуктов питания.

— творческое сообщество с круглогодичной программой курсов по искусству и ремеслу, театральными, музыкальными и танцевальными мероприятиями, а также масштабной кинопрограммой Barn Cinema.

Дартингтон также является уникальным местом для лесных и прибрежных прогулок с кафе, ресторанами и большим спектром развлечений для всей семьи.

 

 

 

Инсталляции 

 

Олег Маленок, Василий Баканов, Алексей Грачев, Андрей Строков, Александр Бочков (Россия)

BPM — Blobs Per Minute

звуковая инсталляция, 2021

 

BPM — Beats Per Minute — одно из основных понятий в современной музыке, обозначающее ритм и скорость трека в четвертных долях. По этому параметру понимают, насколько быстра музыка.

BPM — Blobs Per Minute — основной параметр в пивоварении. Он показывает количество пузырьков на единицу времени, таким образом обозначая интенсивность процесса. Пузырьки дают понять, идет ли процесс, или он остановился, или же он так и не начался.

В рамках этой работы художники продолжают исследовать случайные триггеры среды и наблюдения за процессами при помощи звука. Как на кассе аппараты по считыванию штрихкода настраивают на разные частоты, так и здесь — разное пиво дает разный звук и интенсивность, что с одной стороны дает понимание, какое пиво находится в каком состоянии, а с другой — является триггером для внешнего аналогового синтезатора или барабанного модуля.

 

Елена Губанова, Иван Говорков

Опавший свет

сайт-специфичный объект, 2000

 

Римский поэт и философ Лукреций в своем сочинении «О природе вещей» писал, что свет и тепло солнца состоят из мельчайших движущихся частиц.  

 

Ферментация — это трансформация одного вещества, понятия, состояния, символа в другое, в образ. Наш проект посвящен ферментации ощущений, вызванной трансформацией образа света.

 

На ветке дерева висит необычайно большой абажур. Лампа в абажуре не горит. В представлении людей абажур — символ внутреннего пространства, уюта, света. Мы выносим его из дома, тем самым меняя ощущение границ пространства. Это первая трансформация. Под абажуром — пирамида из опавших листьев — метафора света как частицы, фрагмента вещества, материи. Свет овеществляется, тяжелеет, приобретает материальность и обыденность. Эта вторая «ферментация» ощущений. Из установленных неподалеку пьезо колонок раздается легкий треск лампочек накаливания — звук рождается из увядания, “смерти света”.

 

Алексей Грачев, Сергей Комаров

Квант

аудиоинсталляция, 2017

 

Одно из направлений сотрудничества Алексея Грачева и Сергея Комарова — исследование шумов живой и неживой природы. В этой работе художники проводят анализ пространства-времени. Используя научные инструменты, они фиксируют на магнитную ленту звук пересыпающегося в часах песка. Далее этот звук анализируется при помощи воспроизводяще-счетной системы с точностью до крупинки, пересчитываются «кванты» времени. Работа стереофоническая: звук отображает время и, по сути, им является, убывая в одном канале головных телефонов и прибывая в противоположном, протекая сквозь пространство-слушателя. Эта инсталляция — одновременно озвучивание времени и попытка его проквантовать, пересчитать.

 

Василий Баканов

Медленное выгорание

интермедиа инсталляция, 2020

 

Три фрукта внутри белого куба. В искусственно созданных условиях они проходят через три химических реакции — карамелизацию, реакцию Майяра и энзиматический процесс. Обычно в кулинарии это проходит за минуты. Здесь они намеренно неестественно растянуты во времени. Для этого внутри ярко освещенного термоизолированного бокса поддерживается постоянная влажность и температура в 60°С , при которой умирают бактерии, вызывающие гниение. В идеальных условиях фрукты сохраняют форму и день за днем выгорают изнутри.    

Происходящее транслируется в режиме реального времени на YouTube. Изображение выглядит статичным. Ни на первый, ни на второй взгляд ничего не меняется. Медленно сгорающий натюрморт выставлен на публичное обозрение, но суть происходящего остается скрытой. Основной процесс разворачивается на молекулярном уровне. Его ощутимым проявлением становится монотонный саундтрек, исполняемый самими фруктами. Информация о внешнем виде каждого фрукта переводится в RGB параметр, который в свою очередь, конвертируется в общую звуковую дорожку.

Пойдет ли все по плану, завершится ли процесс так, как его запланировали — это открытый вопрос. Все возможное для этого сделано, остается ждать и смотреть, что будет происходить дальше. Текст: Лидия Грязнова

 

Александра Дементьева

Источник энергии

симбиотическая световая скульптура

с живой материей, 2021

 

Комбуча СКОБИ, симбиотическая культура бактерий и дрожжей, — легендарное создание. О ней сложено много разных мифов и легенд, один из них — о ее внеземном происхождении. Чайный гриб уникален еще и тем, что его нельзя отнести к какому-либо биологическому царству: присутствующие в нем бактерии работают с телом гриба только на начальном этапе, со временем сращивая свой геном с геномом растительной части. Таким образом, чайный гриб на первом этапе является симбиозом бактерий и гриба, а на втором — образует единое целое с уникальной генетической структурой гриба и бактерии.

Но вернемся на землю. Добавление культуры чайного гриба в сладкий чайный отвар способствует росту в нем бактерий. Сахароза биохимически превращается во фруктозу и глюкозу, а последние в глюконовую и уксусную кислоты. Глюкоза является одним из самых распространенных источников энергии в живых организмах на планете.

 

Виктория Илюшкина

Процессы. Хлебозавод «Дарница»

аудиовизуальная инсталляция, 2021

(документальные съемки сделаны в 2012 году)
звук Ваутер ван Велдховен

 

«Дарница» — уникальный хлебозавод, памятник конструктивизма. Круглая архитектура здания созвучна его содержанию: производственные процессы повторяют форму кольцевого конвейера.

 

Новый тип механизированного хлебозавода был разработан в конце 1920-х инженером Георгием Марсаковым. Процесс выпечки хлеба был автоматизирован, экономичен и двигался по спирали с этажа на этаж. Мука со склада поднималась на верх здания, затем, спускаясь по цепочке, замешивалась в тесто и запекалась в кольцевых печах. Готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище.

 

Предприятие функционировало во время Блокады Ленинграда и спасло жизни многих людей. Сегодня электромеханические машины полностью заменены компьютерным производством, а сама «Данила» «джентрифицировалась» и переехала в новое здание.

 

Инсталляция позволяет проследить все этапы уникального производства черного хлеба до модернизации. Динамика процессов брожения, замеса теста, выпечки хлеба, работы механизмов кольцевого конвейера усилена звуковыми композициями семплированных магнитных пленок (один из первых способов работы со звуком в электронной музыке) композитора Ваутера ван Велдховена.

 

 

Перформансы

 

Алексей Грачев, Александр Бочков

Симфония для двух велосипедов

перформанс, интерактивная звуковая инсталляция, 2021

 

Каденс – это скорость вращения педалей велосипедистом. Этот параметр зависит от воли и намерений велосипедиста, особенностей велосипеда и поверхности катания. В этом проекте каденс становится источником звука и ритма. Скорость вращения заднего колеса зависит от частоты вращения педалей и соотношения размеров передней и задней звездочек. Вы можете менять их с помощью механических переключателей на руле. Соотношение этих двух величин составляет основу создаваемой музыкальной композиции.

 

Проект создает модель коллективного оркестрованного действия, в котором намерения и стремления участников обретают звуковое выражение.

 

Алексей Грачев, Сергей Комаров

Субъективация звука

перформанс, 2015

 

Существуют две технологии звукового синтеза: цифровая и аналоговая. Если мы откажемся от серийных решений для того или иного синтезатора, мы сможем найти бесконечное количество вариантов для создания звуковых форм — от простых осцилляторов до сложных генеративных алгоритмов. Путь авторов представляет собой стремление достигнуть звукового минимализма и продолжение творческого процесса в ходе создания музыкальных произведений и форм, в которых выбор сводится к субъективной тенденции каждого из них к определенному звучанию.

Анна Франц

Союз художников. Эскиз английской глубинки

перформанс, 2021
Из серии «Дело случая»

«Союз художников» — это размышление о законе больших чисел. Применим ли он в визуальном искусстве — к цветам в живописи, линиям в графике, формам в скульптуре и полноте образа в инсталляции? Закон больших чисел — принцип, описывающий результат выполнения одного и того же эксперимента много раз. Согласно этому закону, совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая. Например, в XVI веке длина английского фута по указу короля была определена как среднее арифметическое длины ступни первых 16 человек, выходящих из церкви от заутрени в воскресенье. И хотя закон больших чисел тогда еще не был сформулирован, именно он служит обо- снованием использованного при определении длины фута принципа среднего арифметического.

 

Цифровая ферментация

Видеопрограмма

В рамках фестиваля в Дартингтоне видеоархив CYLAND представил программу «Цифровая ферментация». В нее вошли 9 произведений, от первых фильмов петербургских андеграундных режиссеров 1990-х годов до работ современных художников, экспериментирующих с видео и различными медиа: найденная пленка, анимация, инсталляция, танец и т.д. «Цифровая ферментация» исследует границы восприятия реальности; представленные в ней художники рассматривают «человеческое» и «нечеловеческое» сквозь призму цифровых технологий. 

Куратор — Виктория Илюшкина

Борис Казаков

Птенцы моря

1996, 05:39

 

Евгений Юфит

Лесоруб

1985, 06:00

 

Аня Цирлина

При прочих равных

2020, 19:32

 

Вика Илюшкина & Майя Попова

Акробатический этюд

2012, 07:29

 

Татьяна Ахметгалиева

Исчезнувшие лестницы

2015, 04:28

 

Дана Леви

Emerging From the Swamp

2016, 04:00

 

Франческа Фини

Skinned

2018, 07:24

 

Александра Лерман

Возвращение возвращения борщевика

2019, 04:00

 

Алена Терешко

Поле

2015, 05:44

bottom of page