Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа
 

17–21 ноября 

 

Дворцовая пл., 6–8 

Вход со стороны  Дворцовой площади

через музейную зону Главного штаба

17 ноября: 16:00 – 18:00

18 ноября: 13:00 – 18:00

19 ноября: 13:00 – 19:00

20–21 ноября: 13:00 – 17:00

Вход по электронному билету в музей. Действуют новые временные правила посещения, подробности на сайте Государственного Эрмитажа.

Регистрация на события 17 и 21 ноября завершена. Записи лекций и презентаций будут доступны на сайте фестиваля в ближайшее время.

Участники

 

Сеселия Доэрти (США), Эмилио Ваварелла (Италия–США), Антон Видокле (США), Филлис Бальдино (США), Прантик Нараян Басу (Индия), Гильерме Бергамини (Бразилия), Михаил Железников (Россия), Эллен К. Леви (США), Арина Слободяник (Россия), Андреа Станислав (США), Жонатан Фанзе-Чамсон (Франция), Франческа Фини (Италия), Юки Хаяси (Япония), Фэй Хеди (Ирландия–Япония), Аристарх Чернышев (Россия), Борис Шершенков (Россия), Tonoptik (Россия)

 

Кураторы

 

София Кудрявцева (Россия), Анна Франц (Россия–США), Елена Губанова (Россия), Виктория Илюшкина (Россия)

 

Видео, инсталляции, сетевое искусство

17–21 ноября

 

Видео

 

Антон Видокле, Бессмертие для всех: фильм-трилогия о русском космизме, Казахстан / Германия / Россия / США 2014–17, 96 мин., на русском языке, с английскими субтитрами.

 

Антон Видокле, Граждане космоса, 2019, 30 мин., на японском языке, с английскими субтитрами.

Конкурсная видеопрограмма «Космос и хаос», куратор — Виктория Илюшкина, 120 мин. Произведения скомпонованы в закольцованную программу. См. расписание выше.

 

Инсталляции

 

Эмилио Ваварелла, Другая форма вещей — 2: Датаморфоз, по мотивам поэмы Овидия «Метаморфозы», скульптурный проект, 2019.

 

Сесилия Доэрти, Прогулка, сетевое искусство, 3 мин., 2020.

Премьерный показ, презентация видеопрограммы, лекции

17 ноября, 19:00

 

Антон Видокле, Эстетика космизма.

Лекция на английском языке с последовательным переводом на русский.

Подробнее >

Антон Видокле, Граждане космоса, 2019, 30 мин., на японском языке, с английскими субтитрами.

Премьера фильма в Санкт-Петербурге.

Подробнее >

Презентация конкурсной видеопрограммы «Космос и Хаос».

Подробнее >

Количество мест ограничено. Регистрация завершена

 

21 ноября, 14:00

 

Эмилио Ваварелла, Между формой и информацией.

Лекция на английском языке с последовательным переводом на русский.

 

Количество мест ограничено. Регистрация завершена

 

 

Антон Видокле (США)

Бессмертие для всех: трилогия о русском космизме

видеофильмы, 2014–2017

Философия русского космизма сегодня в значительной степени забыта. Ее утопические установки, объединяющие западное Просвещение и восточную философию, русскую православную традицию и марксизм, вдохновляли многих советских мыслителей, пока они не пали жертвой сталинских репрессий. В своем трехчастном проекте Антон Видокле исследует влияние космизма на XX век, наводя на мысль о его актуальности и в наши дни. 

В первой части автор обращается к основам космистской мысли («Это космос», 2014). Вторая часть исследует отношения между космологией и политикой («Коммунистическая революция была вызвана солнцем», 2015). Третья часть представляет музей как пространство воскрешения («Бессмертие и воскрешение для всех!», 2017). 

Соединяя эссе, документалистику и перформанс, Видокле цитирует труды основателя космизма Николая Федорова и других философов и поэтов. Его блуждающая камера ищет следы влияния космизма в искусстве, архитектуре и технике советской эпохи, перемещаясь из степей Казахстана в музеи Москвы. Музыка Джона Кейла и Элиан Радиг сопровождает эти кадры, вызывая тоску по связности, социальному равенству, преобразованию материи и бессмертию, которые лежат в основе философии космизма. 

Фильмы демонстрируются на русском языке с английскими субтитрами.

 

Это космос (2014)

Первый фильм трилогии был снят в Сибири, Казахстане, Москве и Архангельской области и представляет собой коллаж из идей различных протагонистов русского космизма, включая основателя течения Николая Федорова. Федоров считал, что смерть есть ошибка, изъян в общем замысле человека — как формулирует сам Видокле, «потому что энергия космоса неуничтожима, потому что настоящая религия — культ предков, потому что настоящее социальное равенство — бессмертие для всех». Для русских космистов определение космоса не было ограничено физическими пределами Вселенной, скорее они стремились создать «космос», или гармоничную и вечную жизнь, на Земле. Высшей целью, как показано в фильме, было признано построение «новой реальности, свободной от голода, болезни, насилия, смерти, нужды, неравенства — как коммунизм».

 

Коммунистическая революция была вызвана солнцем (2015)

Вторая часть трилогии изучает поэтическое измерение солярной космологии советского биофизика Александра Чижевского. Фильм, снятый в Казахстане, где ученый находился в заключении и позднее в ссылке, знакомит с его исследованиями о влиянии солнечного излучения на физиологию человека, социологию, политику и экономику в формах войн, революций, эпидемий и прочих потрясений. Автор ставит в один ряд жизнь постсоветского сельского населения и футурологические проекты русского космизма, подчеркивая, что целью ранних советских достижений в освоении космоса было не столько ускорение научно-технического прогресса, сколько общее дело человечества — борьба против ограниченности земной жизни.

 

Бессмертие и воскрешение для всех! (2017)

Третья часть проекта — размышление о музее как пространстве воскрешения (воскрешение было центральной идеей для многих мыслителей-космистов, ученых и авангардных художников). Съемки проходили в Третьяковской галерее, Зоологическом музее, Ленинской библиотеке и Музее революции в Москве. Автор рассматривает музеологические и архивные методы сбора, реставрации и консервации как средства материального возрождения жизни, наследуя тем самым Николаю Федорову, написавшему на эту тему эссе в 1880-е. В фильме задействованы современные последователи Федорова, несколько актеров и художников и фараонова собака, которые игриво инсценируют воскрешение мумии. Кроме того, внимательно изучаются «Черный квадрат» Малевича и пространственные конструкции Родченко, чучела животных и артефакты русской революции, скелеты и манекены в сценах, напоминающих живые картины, — с целью создать современную визуализацию поэзии, заложенной в трудах Федорова.

 

Антон Видокле (США)

Граждане космоса

видеофильм, 2019

Музыка Альвы Ното

Работа предоставлена художником, ASAKUSA и Vitamin Creative Space

Эта работа основана на манифесте биокосмизма, написанном Александром Святогором в начале 1920-х годов. Снятый в Токио и Киеве при участии актеров-любителей, волонтеров и статистов, фильм Антона Видокле показывает вымышленное сообщество, озвучивающее исторические требования русского космизма — бессмертие, воскрешение мертвых и межпланетность — на фоне повседневной жизни современной Японии. Используя храмы, кладбища, крематорий, бамбуковый лес, комнаты с татами и городские улицы как сцену под открытым небом, фильм постепенно излагает текст манифеста, одновременно представляя серию фантастических сцен: омоложение с помощью переливания крови, погребальные шествия, пляска смерти, церемония перемещения костей из праха в урну (коцуагэ), попытки общения с мертвыми с помощью стетоскопа, концерт оркестра терменвоксов. Это эксперимент по остранению, умозрительная проверка универсальности, заложенной в философии космизма, в условиях, когда она проецируется за пределы сферы русского языка, географии, традиций и культуры.

Фильм демонстрируется на японском языке с русскими субтитрами.

Эмилио Ваварелла (Италия–США)

Другая форма вещей — 2: Датаморфоз

скульптуры, 2019 — по настоящее время

Особая благодарность Филиппо Гуччарди, Америго Мариотти, Уилльяму Роуперу, Барбаре Генли и GALLLERIAPIÙ

Проект включает 15 серий скульптур (три уже закончены), созданных методом 3D-печати и основанных на 15 книгах поэмы Овидия «Метаморфозы». Серии состоят из разного — от 7 до 23 — количества объектов, и каждая скульптура названа по одному из мифов, описанных Овидием. В качестве кода для производства трехмерных форм используется компьютерная интерпретация латинских стихов о метаморфозах. 

Сесилия Доэрти (США) 

Прогулка

сетевое искусство, 2020

Художница бродит по Статен-Айленду (Нью-Йорк) в марте 2020 года — в тот момент, когда люди начали понимать, что неспешные прогулки могут быть плохой идеей в сложившейся ситуации. Работа создана с использованием базового кодирования HTML/CSS, фотографии сняты на iPhone. Автор заглядывает в любимые уголки своего района в последний раз перед локдауном. Описания местности и хроника пандемии перемежаются критическими мыслями о капитализме.

State Hermitage
Youth Education Center
 

November, 17–21

 

6–8 Palace square

The exhibition is entered from the Palace square

through the museum zone of the General Staff Building

November, 17: 16:00 – 18:00

November, 18: 13:00 – 18:00

November, 19: 13:00 – 19:00

November, 20–21: 13:00 – 17:00

Admission by e-tickets from the State Hermitage

Artists

 

Cecilia Dougherty (USA), Emilio Vavarella (Italy–USA), Anton Vidokle (USA), Francesca Fini (Italy), Aristarkh Chernyshev (Russia), Ellen K. Levy (USA), Arina Slobodianik (Russia), Yuki Hayashi (Japan), Mikhail Zheleznikov (Russia), Guilherme Bergamini (Brazil), Jonathan Phanhsay-Chamson (France), Andréa Stanislav (USA), Fay Heady (Ireland–Japan), Phyllis Baldino (USA), Prantik Narayan Basu (India), Tonoptik (Russia), Boris Shershenkov (Russia)

 

Curators

 

Sofia Kudryavtseva (Russia), Anna Frants (Russia-USA), Elena Gubanova (Russia), Victoria Ilyushkina (Russia)

 

 

Video, installation, web-art

17-21 November

 

Video

 

Anton Vidokle, Immortality for All: A Film Trilogy on Russian Cosmism, Kazakhstan / Germany / Russia / USA 2014–17, DCP, colour, sound, 96 min, Russian with English subtitles.

Anton Vidokle, Citizens of the Cosmos, USA / Japan / Ukraine 2019, HD video, color, sound, 30 min, Japanese with English subtitles.

Cosmos and Chaos video program curated by Victoria Ilyushkina, 120 min. The program will be screened daily during the official opening hours. Please see a timetable above.

 

Installations

 

Emilio Vavarella, The Other Shape of Things – 2, sculpture project, 2019-ongoing

Cecilia Dougherty, Drift, web-art, 2020

 

Special screening, video program, lectures

 

November, 17 at 7pm

 

Anton Vidokle, Cosmist Aesthetics. The lecture will be held in English with consecutive translation into Russian.

Read more >

 

Anton Vidokle, Citizens of the Cosmos, USA / Japan / Ukraine 2019, HD video, color, sound, 30 min, Japanese with English subtitles.

St. Petersburg premiere of the film.

Read more >

Presentation of the video program Cosmos and Chaos, 120 min.

Read more >

November, 21 at 2pm

 

Emilio Vavarella, Between Form and Information. The lecture will be held in English with consecutive translation into Russian.

Read more >

 

 

Anton Vidokle (USA)

Immortality for All: a Film Trilogy on Russian Cosmism

video films, 2014–2017

Today the Russian philosophy known as Cosmism has been largely forgotten. Its utopian tenets — combining Western Enlightenment with Eastern philosophy, Russian Orthodox traditions with Marxism — inspired many key Soviet thinkers before they fell victim to Stalinist repression. In this three-part film project, artist Anton Vidokle probes Cosmism’s influence on the twentieth century and suggests its relevance to the present day.

In Part One he returns to the foundations of Cosmist thought (“This Is Cosmos”, 2014). Part Two explores the links between cosmology and politics (“The Communist Revolution Was Caused by the Sun”, 2015) and Part Three restages the museum as a site of resurrection, a central Cosmist idea (“Immortality and Resurrection for All!”, 2017).

Combining essay, documentary and performance, Vidokle quotes from the writings of Cosmism’s founder Nikolai Fedorov and other philosophers and poets. His wandering camera searches for traces of Cosmist influence in the remains of Soviet-era art, architecture and engineering, moving from the steppes of Kazakhstan to the museums of Moscow. Music by John Cale and Éliane Radigue accompanies these haunting images, conjuring up the yearning for connectedness, social equality, material transformation and immortality at the heart of Cosmist thought. 

The films are shown in Russian with English subtitles.

 

This Is Cosmos (2014) 

The first film in the trilogy was shot in Siberia and Kazakhstan, as well as in the Moscow and Arkhangelsk regions, and comprises a collage of ideas from the movement’s diverse protagonists, including founding philosopher Nikolai Fedorov. Fedorov, among others, believed that death was a mistake, a flaw in the overall design of the human — as Vidokle himself puts it, “because the energy of cosmos is indestructible, because true religion is a cult of ancestors, because true social equality is immortality for all.” For the Russian cosmists, the definition of cosmos was not limited to outer space: rather, they set out to create “cosmos,” or harmonious and eternal life, on Earth. The ultimate goal, as illuminated in the short film, was “to construct a new reality, free of hunger, disease, violence, death, need, inequality — like communism.”

 

The Communist Revolution Was Caused by the Sun (2015)

The second part of the trilogy looks at the poetic dimension of solar cosmology of the Soviet biophysicist, Alexander Chizhevsky. Filmed in Kazakhstan, where Chizhevsky was imprisoned and later exiled, this part introduces Сhizhevsky’s research into the impact of solar emissions on human sociology, psychology, politics and economics in the form of wars, revolutions, epidemics and other upheavals. The film aligns the life of post-Soviet rural residents and the futurological projects of Russian cosmism to emphasize that the goal of early Soviet breakthroughs to conquer outer space was not so much about technical acceleration, but rather the common cause of humankind in their struggle against the limitations of earthly life.

 

Immortality and Resurrection for All! (2017)

The last part of the trilogy is a meditation on a museum as a site of resurrection — a central idea for many Cosmist thinkers, scientists and avant-garde artists. Filmed at the State Tretyakov Gallery, Moscow Zoological Museum, the Lenin Library and the Museum of Revolution, the film looks at museological and archival techniques of collection, restoration and conservation as a means of the material restoration of life, following an essay by Nikolai Fedorov on this subject written in the 1880s. The film follows a cast of present-day followers of Fedorov, actors, artists and a Pharaoh Hound as they playfully enact the resurrection of a mummy, followed by a close examination of Malevich’s “Black Square”, Rodchenko’s spatial constructions, stuffed animals, artifacts of the Russian Revolution, skeletons, and mannequins in tableau vivant-like scenes, all in an attempt to visualize the poetry implicit in Fedorov’s writings.

 

Anton Vidokle (USA)

Citizens of the Cosmos

video film, 2019

Music by Alva Noto

Courtesy of the artist, ASAKUSA, and Vitamin Creative Space

The film is based on the manifesto of Biocosmism written by Alexander Svyatogor in the early 1920s. Shot on location in Tokyo and Kiev, in collaboration with a group of amateur actors, volunteers and extras, the film presents an imagined community voicing historical desires of Russian Cosmism — immortality, resurrection of the dead and interplanetarism — set in everyday life in contemporary Japan. Using urban shrines, cemeteries, a crematorium, tatami rooms, a bamboo forest and city streets as an open air stage, the film narrates the text of the biocosmist manifesto while presenting a sequence of dream-like tableaus, featuring rejuvenation through blood transfusion, funerary processions and demonstrations, the Danse Macabre, the cremation bone-picking ceremony, attempts to communicate with the dead using stethoscopes, and a theremin orchestra recital, among other scenes. “Citizens of the Cosmos” is an experiment in defamiliarization: a speculative test of the universality implicit in the premise of Cosmism when projected outside the sphere of Russian geography, tradition, culture and language.

The film is shown in Japanese with Russian subtitles.

Emilio Vavarella (Italy–USA)

The Other Shape of Things — 2. Datamorphosis

sculptures, 2019 — work in progress

Special thanks to Filippo Gucciardi, Amerigo Mariotti, William Roper, Barbara Ganley, and GALLLERIAPIÙ

The project consists of 15 series of 3D printed sculptures in PLA plastic (3 of which are already produced), based on the 15 books that comprise Ovid’s “Metamorphoses”. Each series is composed of a variable number of sculptures (ranging from 7 to 23). Each sculpture takes the name of one of Ovid’s myths and is produced by making a computer interpret Latin verses about metamorphosis as coding instructions for the production of tridimensional forms. 

Cecilia Dougherty (USA) 

Drift

web-based art, 2020 

“Drift” tells the story of a walk the artist took in March, 2020, along the North Shore of Staten Island, NY, just as it was beginning to dawn on people that leisurely strolls might be a bad idea at the present moment. The project was created using basic HTML/CSS coding, and the images were taken with an iPhone. The artist takes a final stroll through favorite parts of her neighborhood before lockdown. Descriptions of the surroundings and a chronicle of events of the pandemic are mixed with critical thoughts on virus capitalism, such as the experience of resisting the virus in the USA and the inaction of the Trump administration.