СПГХПА
им. А. Л. Штиглица
 

23–28 ноября

 

Учебный Музей прикладного искусства

Соляной пер., 13–15

Пн.–Сб.: 12:00 – 20:00

Вc.: 12:00 – 18:00

 

Участники

 

Ив Бартлетт (Франция), Ирина Гейнц (Россия), Алексей Грачев, Дмитрий Шишов, Андрей Строков (Россия), Елена Губанова, Иван Говорков (Россия), Александра Дементьева (Бельгия–Россия), Карина Драчева, Ирина Калапышина (Россия), Коллективный проект студентов СПбГХПА имени А. Л. Штиглица (Россия), Группа «Куда бегут собаки» (Россия), Тивон Райс (США), Лаура Стейтон, Адам Хоган (США), Ханс Таммен (США), Алена Терешко, Валентина Луценко, Вадим Еличев (Россия), Беттина Форже (Канада–Германия), Анна Франц (Россия–США), Scenocosme (Франция)

 

Кураторы

 

Анна Франц (Россия–США), Варвара Егорова (Россия), Елена Губанова (Россия), Патриша Олиник (Канада), Нина Цегледи (Канада), Жером Ниве-Карзон (Франция), Лидия Грязнова (Россия–Эстония)

www.ghpa.ru

 

Если вы планируете посетить Учебный Музей прикладного искусства, пожалуйста, ознакомьтесь с информацией на странице музея.

На экспозиции в Большом выставочном зале одновременно может находиться до 40 человек. Вход по QR-коду

Tivon Rice_Models for Environmental Literacy_2000 © Tivon Rice.jpg

Тивон Райс (США), Модели экологической грамотности, цифровая анимация с использованием текста, написанного искусственным интеллектом, 2020

В Большом выставочном зале Академии Штиглица разместилась космическая станция. Это черное сооружение, разделенное на комнаты-секции с отдельными входами. Каждая из них содержит художественный образ, фрагмент мира — самостоятельный и в то же время неотделимый от других.

Эти секции, как порталы, ведут в разных направлениях: 

  • к масштабам, несоразмерным нашему телу, и признакам присутствия другого, которые не уловить ухом и глазом; 

  • к нечеловеческим речам в невозможных ландшафтах, к новым классификациям, возникающим в результате сбоев и ошибок; 

  • в пространства, где поступок немедленно имеет последствие, где время может ускоряться и замедляться, а произнесенное слово обретает силу действия;

  • в измерение, где время проявляется на пленке, а биение жизни, удерживающей тело «на плаву», обретает зримую форму;

  • в будущее межпланетной повседневности, к перемещению на космических скоростях, в мгновенную цифровую близость. 

 

Рядом со станцией, а также у кинозала и по пути к нему выставлены свободно парящие объекты. Своим расположением они показывают, что за пределами корабля есть и другие миры. Они то ли выскочили из коробки-станции, то ли устремляются к ней. Разворачивается диалог, в котором неопознанные объекты подают сигналы о своем присутствии и готовности к контакту. 

Художники представили на выставке различные модели возможных миров. Это приглашение на время «выйти из себя», покинуть реальность, где все вызывается действиями человека и ими же заканчивается. Выйти за пределы данных нам условий — возможностей и представлений, которые приковывают нас к земле, как гравитация, неумолимо отсчитывают наши часы и дни, делят на близкое и далекое расстояния между известным и чужеродным. Это предложение войти в миры, отличные от тех, о которых мы привыкли думать и говорить. Увидеть то, что происходит в будущем, настоящем и прошлом, рядом и запредельно далеко; то, что ускользает на периферию зрения, пока мы день за днем занимаемся осмысленными, кажется, делами.

 

Лидия Грязнова, сокуратор фестиваля

Ив Бартлетт (Франция) 

Замаскированный под космического захватчика, притворяюсь, что я один из них

звуковая инсталляция, 2021

Действие происходит в недалеком будущем. Человечество съедено космическими червями!! В обличье червя я успешно прячусь от захватчиков (возможно, потому что я художник??).

Но... черт! Один из них идет поговорить со мной!! ---> Я должен что-то сделать… Э-э-э, может, песенку придумать? 

Ирина Гейнц (Россия)

Небесные тела

аудиовизуальная инсталляция, 2021

Инженер Алексей Грачев 

При поддержке медиалаборатории CYLAND

С одной стороны, мусорные полигоны кажутся великими произведениями коллективного бессознательного: они гипнотизируют и восхищают своими масштабами. С другой, тонны мусора разъедают тело Земли, как раковые опухоли. От них необходимо избавиться. Прабабушка Ирины Гейнц была знахаркой и заговаривала болезни, лечила тела людей. Можно ли так же вылечить небесное тело — планету? Возможно, для этого попросту нужен заговор космического масштаба. Что если отправить всю эту хворь в центр нашей галактики — черную дыру Стрелец А? 

Алексей Грачев, Дмитрий Шишов, Андрей Строков (Россия)

Мера Хаоса

звуковая инсталляция, 2020 — по настоящее время

Инженеры Алексей Грачев, Дмитрий Шишов (СПбГХПА имени А. Л. Штиглица); Андрей Строков, Александр Грозных (галерея «Люда»)

Алгоритмы и «наученные машины» формируют персональный профиль пользователя и без остановки анализируют его поведение. И вот у двух людей на один и тот же запрос в Google выходит совершенно разный результат. Каждый плавает в собственном космосе на своей волне. Старательный, но прямолинейный алгоритм ограждает нас от встречи со случайностью. 

 

Инсталляция, в которой хаотические природные данные трансформируются в сигналы, — это попытка уловить и удержать в звуке невидимую случайность, которая в обход обучаемых алгоритмов продолжает существовать в свободном движении. Работа двухчастная и демонстрируется на двух площадках.

 

На выставке в СПбГХПА имени А. Л. Штиглица инсталляция представлена в виде абстрактного полотна, на котором закреплены 16 электронных модулей. Каждый модуль — плата, оснащенная счетчиком Гейгера и анализирующей схемой. При прохождении частицы через газонаполненный конденсатор генерируется импульс, который далее конвертируется в управляющий сигнал. Полученные с модулей данные поступают в качестве триггеров на микрокомпьютер Raspberry Pi и трансформируются им в MIDI-команды для работающего в полифоническом режиме синтезатора Waldorf, который воспроизводит ноты через гитарный усилитель Marshall. Одновременно с этим данные счетчиков анализируются и выводятся на экран. Видео — генерируемый в реальном времени график распределения зафиксированных счетчиком частиц, иная визуальная инфографика и сгенерированное уникальное случайное число. Параметры звукового синтеза меняются в зависимости от сгенерированного числа.

 

В галерее «Люда» полученные с модулей данные из пространства 1 по протоколу MQTT поступают в качестве сигналов на микрокомпьютер в пространстве 2. Микрокомпьютер передает сигналы управления на синтезатор Korg MS-20, который генерирует ноты и собирает их в звуковую композицию. Параметры звукового синтеза также меняются в зависимости от сгенерированного числа в пространстве 1. Одновременно микрокомпьютер выводит на проектор визуализацию получаемых данных в виде мечущейся на экране частицы.

Елена Губанова, Иван Говорков (Россия) 

Плотность времени

инсталляция, 2021

Инженер Андрей Строков

При поддержке медиалаборатории CYLAND

Посвящается памяти астронома В. С. Губанова

Выдающийся советский астроном Николай Козырев в ходе своих экспериментов ввел новую характеристику — плотность времени. Предполагается, что она зависит от происходящих в природе процессов. Козырев пытался показать, что процессы, идущие с уменьшением энтропии (например, начало цветения яблонь в садах, тепло, свет и так далее) ослабляют вокруг себя плотность времени, то есть как бы поглощают время. Напротив, процессы, сопровождающиеся ростом энтропии (увядание материи, гроза, громкий звук и тому подобное), увеличивают плотность времени и, следовательно, излучают его. Эти гипотезы не подтверждены научным сообществом, но имеют немало сторонников в мире.

Елена Губанова и Иван Говорков в своем проекте стремились найти образное выражение экспериментов Козырева. Это не имитация исследований, это их художественная интерпретация. Художники поместили экран с плывущими облаками на лабораторный стол. Рядом висят круглые часы советского периода, соединенные с экраном датчиками света. Видео влияет на движение минутной стрелки часов: она то замедляется от облаков, то ускоряется от темных участков неба. Облака при этом символизируют антиэнтропийный процесс, а пространство чистого неба — стагнацию. Инсталляция также включает прототип крутильных весов Козырева.

Александра Дементьева (Бельгия–Россия)

Внутренняя Страна чудес

медиаинсталляция, 2021

Путешествие в космос, в открытое бесконечное пространство, всегда привлекало ученых и мечтателей. Гигантские звезды, Млечный Путь, удаленные на тысячи световых лет галактики окружают Землю, а нас, людей, можно представить как элементарные частицы, снующие по крошечной планете. Но это только один из масштабов Вселенной. Есть и другой — микрокосм, наблюдаемый в мощный микроскоп. Там обитают загадочные животные, способные выживать в самых экстремальных условиях, — тихоходки. Инсталляция Александры Дементьевой состоит из трех видеопроекций микромира и звуковой композиции, создающей атмосферу погружения в невидимое.

Карина Драчева, Ирина Калапышина (Россия)

Вселенная

медиаинсталляция, 2021

Инженеры Алексей Грачев, Андрей Строков. Звукооператор Антон Щеголев

При поддержке медиалаборатории CYLAND

Авторы обращаются к философскому вопросу взаимоотношений человека и Вселенной. Несмотря на то что небесные тела в космосе движутся с огромной скоростью, человек не может уловить изменения, его жизнь для этого слишком коротка. Существует теория, согласно которой ничто в мире не происходит без последствий. Оставляет ли краткий миг человеческой жизни свой след во Вселенной? И если да, то какой? Приводит ли он Вселенную в раздражение, вызывая хаос в упорядоченной структуре бытия? 

Коллективный проект студентов и преподавателей СПбГХПА имени А. Л. Штиглица (Россия)

Видеоролик, посвященный 60-летней годовщине первого полета человека в космос

видео, 2021

Участники: кандидат искусствоведения, профессор Владимир Шистко, старший преподаватель кафедры живописи Алексей Турчин, мастер кафедры станковой и книжной графики Артур Абдулаев, студенты кафедры станковой и книжной графики Вера Аникеева, Ольга Жукова, Алтынай Иманходжаева, Алекса Коновалова, Мария Кулагина, Алена Репина

В этом проекте оживают работы студентов и преподавателей Академии Штиглица на тему космоса. Ядром видеоряда стали фотографии произведений Владимира Шистко (1928–2015), который посвятил космосу свои эксперименты в печатной графике.

Группа «Куда бегут собаки» (Россия)

Пауза 

медиаинсталляция, 2013

При поддержке музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» и ГЦСИ-РОСИЗО Москва

В пустой белой комнате висят клубни картофеля. Расстояние между ними и потолком невелико и, пожалуй, не всем заметно; почувствовать его позволяют тени. Картошка находится на грани между падением и ударом в потолок, и это тонкая грань: падения в принципе возможны. Внутри картофелин — магниты, благодаря чему они, собственно, левитируют. Но инородное тело, запрятанное в клубень, ускоряет процесс разложения. Картофелины постепенно сгнивают и падают, а магниты, державшие их под потолком, продолжают левитировать. На место выбывшей картошки подвешивается новая.

Тивон Райс (США)

Модели экологической грамотности

цифровая анимация с использованием текста, написанного искусственным интеллектом, 2020

При поддержке фонда NL, Stroom Den Haag, Google Artists + Machine Intelligence, BioArt Society и Центра цифрового искусства и экспериментальных медиа Вашингтонского университета

В своем проекте Тивон Райс рассуждает о том, что искусственный интеллект (ИИ) может иметь альтернативное восприятие окружающей среды. Для участия были подготовлены три ИИ: Ученый, Философ и Писатель. Каждый из них обладает индивидуальностью и литературными навыками в разных областях: от научной фантастики и экофилософии до межправительственных отчетов об изменении климата. Райс устраивает своим ИИ серию бесед в отсканированных природных пространствах. Эти виртуальные пейзажи были созданы художником в поездках с FIBER (Амстердам, Нидерланды) и BioArt Society (Хельсинки, Финляндия) в последние два года. «Модели экологической грамотности» приглашают зрителя переосмыслить природу и применение ИИ в контексте окружающей среды. 

 

 

Лаура Стейтон, Адам Хоган (США)

До, после (400’)

экспериментальный фильм, 2020

Эта работа исследует хрупкость и следы времени через кинопленку и атмосферные электрические сигналы. Она состоит из заправочных концов пленки и поврежденных кадров с порванной перфорацией, царапинами, пылью и другими дефектами на пленке 16 и 35 мм из недавних реставрационных проектов. В процессе цифровой реставрации эти повреждения и свидетельства времени по большей части удаляются с целью возродить и (или) сохранить фильмы и художественные работы. Стало быть, увидеть их, как правило, невозможно.

Этим процессом уничтожения следов вдохновлена музыка к фильму. Она напрямую связана с ионосферой и космосом посредством использования специально изготовленных приемников и антенн ОНЧ-диапазона. 

Ханс Таммен (США)

Множества

инсталляция, партиципаторный перформанс, 2021

Это многоканальная инсталляция и перформанс, в котором зрители становятся передвижным оркестром-громкоговорителем, распространяющим звук через мобильные устройства. Каждый канал транслируется на телефоны публики по интернету. Ноутбук в пространстве инсталляции принимает основной канал на нижних частотах, в то время как более высокие голоса распределяются только по мобильникам аудитории. Зрители подсоединяются через браузер с помощью QR-кода и, перемещаясь по залу, становятся ходячим оркестром. 

 

Как взаимодействовать с инсталляцией

  1. Отсканируйте QR-код, пройдите по ссылке.

  2. Нажмите «Подключиться».

  3. Увеличьте громкость звука на телефоне до максимума.

  4. Не подносите телефон к уху, так вы сможете слышать других.

  5. Перемещайтесь по залу, теперь вы часть многоканальной инсталляции.

 

Инсталляция активна с 18:00 и до закрытия во все дни работы выставки.

Алена Терешко, Валентина Луценко, Вадим Еличев (Россия)

Гуление

видео, 2020

Оператор Михаил Пашкульский. Композитор Илари Эдельманн

При поддержке Name Gallery

Если мы попытаемся смотреть на самих себя взглядом ребенка, то сможем увидеть себя заново, как будто впервые. То, что мы увидим (и как мы это увидим), не будет привязано к устоявшемуся образу, который есть у взрослого. Практикуя детскую изумленность взгляда, мы возрождаем интерес к исследованию себя, а тогда и другой человек воспринимается как любопытное множество объектов. В этом видео три явления — взгляд, танец и звук — имеют общее качество: подлинное любопытство, присущее детям.

Беттина Форже (Канада–Германия)

Зоопарк экзопланет 

инсталляция, 2018–2020 

При поддержке Обсерватории Мон-Мегантик и Монреальского университета

На сегодня открыто свыше 4000 экзопланет, и ученые все еще думают, как их лучше классифицировать. Проект Беттины Форже «Зоопарк экзопланет», над которым она работала как арт-резидент обсерватории Мон-Мегантик в Канаде, предлагает новый способ построения таксономии внесолнечных планет с использованием технологии 3D-печати. Художница вставляла данные конкретных экзопланет (масса, большая полуось и проч.) в код 3D-модели простой сферы. Замещенные числа «искривляли» сферу, порождая неожиданные формы. Созданная таким образом серия печатных моделей подводит к новому восприятию экстрасолярных планетных тел и возможности жизни вне Земли.  

Анна Франц (Россия–США) 

Неопознанные объекты

инсталляция, 2021

Что есть «неопознанное»? Городской сумасшедший без удостоверения личности? Любой предмет необычной формы? На самом деле, это может быть что угодно, о чем у нас недостаточно информации.

Согласно Марселю Дюшану, художнику не обязательно создавать произведение искусства, он просто может выбрать неопознанный, неизвестный, найденный объект, реди-мейд, и поместить его в контекст музея или галереи, превратив таким образом в object d’art.

Персонаж фильма советских времен говорит, что приделает «такую штуку» к объекту реди-мейд, «и он летать будет», став неопознанным летающим объектом, пусть и не в форме тарелки. Анна Франц, художник новых медиа, «приделывает» электронные приспособления или «штуки» к реди-мейд или повторно используемым объектам. Летать они от этого, возможно, не станут, но будут готовы постигать космос и исследовать хаос.

Scenocosme (Франция) 

Метаморфия

интерактивная инсталляция, 2014

При поддержке Французского института в Санкт-Петербурге

Это визуальная и звуковая интерактивная работа: зрителям предлагается прикоснуться к полупрозрачной вуали, символизирующей кожу, и исследовать ее глубину. Дуэт художников Scenocosme (Грегори Лассер и Анес мет ден Анкст) размывает границы между реальным физическим пространством, виртуальным пространством, материализованным через отражение в зеркале, и виртуальным пространством, создаваемым видеопроекциями цифрового устройства. В этом сенсорном произведении искусства смешиваются настоящие отражения и виртуальные образы. Реальность искажена. 
 

Марс: факты и вымысел

Проект курирует независимый куратор Нина Цегледи (Канада) в сотрудничестве с Центром современного искусства «Лазня» (Гданьск, Польша) 

Марс, также известный как Красная планета, назван в честь римского бога войны. Долго считавшийся знамением в ночном небе, он служит источником новых фактов и вдохновляет научных фантастов. Это четвертая по удаленности от Солнца планета. На ней находится самая высокая в Солнечной системе гора, а Солнце там кажется примерно вдвое меньше, чем на Земле. Образ Марса встречается в изобразительном искусстве, литературе, кино, театре, телесериалах и музыке, а с недавнего времени и в перформансах. В проекте «Марс: факты и вымысел» мы представляем посвященные Красной планете работы, созданные двумя женщинами: Мартой Флисыковской из Польши и Минной Лангстрём из Финляндии. 

— Нина Цегледи, куратор проекта

Минна Лангстрём (Финляндия)

Фотоны Марса

видеоинсталляция, 2019

Продюсер Лииса Карпо (Napafilms ltd.)

Видео Минны Лангстрём показывает места, предназначенные для межпланетных исследований, и людей, которые в них трудятся: водителя марсохода и работника лаборатории, где делают камеры для этих космических аппаратов. Художница размышляет о том, как столь тесная связь с марсианскими пейзажами со временем становится чем-то большим, чем сумма данных из фотонов, попадающих на датчики камеры робота. Инсталляция также включает модель марсианского камня «Джейк Матиевич», а сам камень, найденный на Марсе в 2012 году, появляется на видео. Одна из его сторон не была сфотографирована детально, отчего и здесь представлена без подробностей. 

Стоп-кадры из фильма любезно предоставлены Napafilms ltd.

Марта Флисыковская (Польша)

Who nose?

инсталляция, 2018

Как могли бы измениться наши носы, если бы мы жили на Марсе. Трансгуманистические размышления.

Проект-размышление с использованием технологии 3D-печати и современных знаний в области космонавтики, а также биомиметики, пластической хирургии и альпинизма. Основываясь, кроме всего прочего, на исследованиях влияния климатических условий на форму носа и принимая во внимание психологические факторы, Марта Флисыковская представляет оригинальные проекты носов и свои эстетические суждения.

Марта Флисыковская (Польша)

Марсианская керамика 

инсталляция, 2020–2021

«Мы верим в ржавчину» («In Rust We Trust») — это проект, который включает набор марсианской керамики, созданной с помощью 3D-печати из материала MGS-1. Материал был разработан в лаборатории Exolith при Университете Центральной Флориды и является первым минералогически точным имитатором марсианского реголита. Проект охватывает вопросы, связанные с цифровым производством, цифровой эстетикой и экспериментами с инновационными материалами. Может ли, в контексте будущей колонизации Марса, создание первой чашки из марсианской глины стать символом новой — межпланетной — главы в человеческой истории?