Silver_Clouds_Warhol.jpg

«Киберфест» — один из крупнейших международных фестивалей медиаискусства в Восточной Европе, основанный группой независимых художников и кураторов в Санкт-Петербурге в 2007 году. Главными задачами фестиваля на протяжении всей его истории остаются изучение взаимодействия нового художественного языка с традиционным и презентация технологических достижений через искусство. «Киберфест» объединяет художников и кураторов, просветителей и мыслителей, инженеров, программистов и медиаактивистов по всему миру и расширяет диапазон возможностей современного искусства, переплетая его с наукой и технологией.

 

В течение всего года проекты фестиваля представляются на ведущих культурных площадках мира. В 2019 году «Киберфест» проходил в Нью-Йорке, Москве, Риме и Венеции, а главное событие по традиции состоялось в Санкт-Петербурге. Среди партнеров фестиваля есть как классические, так и экспериментальные институции. Каждый год программа включает в себя несколько выставочных проектов, программы саунд-арта и видеоарта и серию образовательных встреч.

Фестиваль является лауреатом Премии Сергея Курёхина 2018 в номинации «Лучший фестиваль в области современного искусства».

 

Организатором «Киберфеста» является лаборатория медиаискусства CYLAND MediaArtLab.

«КИБЕРФЕСТ»: НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Лизавета Матвеева (Санкт-Петербург, Россия)

арт-критик, куратор

 

«Киберфест», основанный в 2007 году как ежегодный фестиваль лаборатории медиаискусства CYLAND, изначально представлял собой небольшую программу событий в Петропавловской крепости. Экспозицию в Иоанновском равелине открывала инсталляция Энди Уорхола «Серебряные облака», предоставленная музеем художника в Питтсбурге (США). Кроме того, первый «Киберфест» запомнился выставкой «История E.A.T. 1960–2000-е», посвященной американской лаборатории «Эксперименты в искусстве и технологии» (Experiments in Art and Technology), которая объединяла художников, инженеров и ученых. Целью этой организации, ставшей прообразом CYLAND, было расширить доступ художников к новым технологиям, дать им возможность использовать достижения прогресса в своих работах.

silver_clouds_by_warhol.jpg

 

Энди Уорхолл (США) в сотрудничестве с Билли Клювером (США), Серебряные облака, инсталляция, 1966, репринт 2007, экспозиция фестиваля «Киберфест» 2007, Иоанновский равелин, фото: CYLAND

 

Лаборатория медиаискусства CYLAND была создана с той же целью сотрудничества инженеров и программистов с современными художниками, а «Киберфест» стал платформой, позволяющей показывать это новое искусство и рассказывать о нем. С течением времени география фестиваля расширялась. Его выставки, концерты, лекции и мастер-классы в последние годы проводятся не только в Петербурге, но и в других городах мира: в Лондоне (Village Underground, Bear Gallery), Нью-Йорке (The Made in NY Media Center by IFP), Берлине (Platoon Kunsthalle, Музей компьютерных игр, Künstlerhaus Bethanien, Urban Spree, Kino Babylon, English Theatre Berlin), Вильнюсе, Токио (Sky Gallery 2), Боготе (Centro Internacional de Negocios y Exposiciones de Bogotá). 

1/4

 

Саунд-программа фестиваля «Киберфест-7» (Platoon Kunsthalle, Берлин, Германия, 2013, фото: CYLAND)

 

«Киберфест» — международный фестиваль, приглашающий медиахудожников со всего земного шара. Его участниками в разные годы были: Кен Батлер (США), Карла Гэннис (США), Энт Дикинсон (Великобритания), Филипп Лами и Сандрин Дюмье (Франция), Лей Лей (Китай), Свен Палссон (Норвегия), Никола Рэй (Великобритания), Жан-Мишель Ролан (Франция), Мариатереза Сартори (Италия), Pink Twins (Финляндия) и другие. Помимо художников ежегодно привлекаются и теоретики медиаискусства, такие как Эл Дойл (США), Пол Мэлоун (США), Эранди Вергара (Канада-Мексика), Дан и Эллен Перлман (США), Тарас Машталир (США-Россия), Дмитрий Булатов (Россия).

Не только художники и теоретики, но и кураторы приглашаются из разных стран. Кураторами на «Киберфесте» побывали: Анна Франц (Россия-США), Марина Колдобская (Россия), Сильвия Бурини (Италия), Наталья Каменецкая (Россия), Джузеппе Барбьери (Италия), Наталия Курчанова (США), Лея Штультрагер (США-Германия), Елена Губанова (Россия), Питер Пэтчен (США), Карла Гэннис (США), Владислав Добровольский (Россия), Бошко Бошкович (США), Катя Бочавар (Россия), Наталия Приходько (Россия), Юлия Гарбузова (Франция) и другие.

1/12

 

За формат и состав участников «Киберфеста» отвечает Совет фестиваля, в который в разные годы входили: Филл Ниблок (США), Сильвия Бурини (Италия), Наталия Курчанова (США), Сьюзан Кац (США), Ирина Карасик (Россия), Гедиминас Урбонас (США), Дмитрий Озерков (Россия), Татьяна Баззичелли (Германия), Мануэла Бенеттон (Германия), Дмитрий Булатов (Россия), Эранди Вергара (Канада-Мексика), Анна Ермолаева (Австрия), Олеся Туркина (Россия), Фред Форест (Франция), Джули Мартин (США), Лев Манович (США).

Большое внимание при планировании фестивалей уделяется образовательной деятельности. В программу каждого «Киберфеста» включаются лекции, воркшопы и мастер-классы, что помогает неподготовленной публике понять язык медиаискусства и позволяет художникам обмениваться опытом, ведь многие из них приезжают не только представить свои работы, но и рассказать о новых технологиях, поделиться возможностями, которыми медиаискусство обладает сегодня.

 

Лекция Уильяма Лейтама и Лэнса Путама «Создание Formscape VR, история Mutator VR». Киберфест-12, СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Россия, 2019. Видео: Антон Хлабов.

 

Каждый год у «Киберфеста» появляются новые партнеры и площадки. С 2008 года фестиваль сотрудничает с Молодежным центром Эрмитажа, в залах которого прошли многие заметные мероприятия — как выставочные, так и образовательные. Среди других партнеров — Российский государственный гуманитарный университет (Москва), Институт Пратт (Нью-Йорк), Центр изучения культуры России (СSAR) при Университете Ка-Фоскари (Венеция), центр современного искусства The WYE (Берлин).

2019_05_24_cyfest_id_opening_9.jpg

Андрей Бартенев и кинетическая инсталляция «Просветленный» Елены Губановой и Ивана Говоркова, ID ART:TECH EXHIBITION, культурный центр Ca’ Foscari Zattere Cultural Flow Zone, Венеция, 2019. В рамках фестиваля «Киберфест-12». Фото: Марко Сабадин

C 2008 года медиалаборатория CYLAND собирает видеоархив, куратором которого стала Виктория Илюшкина. Видеопрограммы «Киберфеста» составляются из работ, хранящихся в этом архиве; кроме того, ежегодно проводится открытый конкурс заявок. «Modus Operandi», «Переменные ландшафты», «Путь наверх», «Вселенная в кармане», «План действия: реакция» — эти и другие видеопрограммы «Киберфеста» были показаны на фестивалях в Петербурге, Москве, Нью-Йорке, Сан-Паулу, Барселоне, Венеции, Берлине, Вильнюсе, Хельсинки, Боготе.

1/7

 

Участники видеопрограмм «Киберфеста»

 

Параллельно с видеопрограммами CYLAND составляет программы саунд-арта и с 2012 года занимается формированием соответствующего архива, куда вошли как произведения пионеров электронной музыки вроде Лори Шпигель, так и работы молодых авторов. Идея создания архива возникла еще во время первого «Киберфеста», когда встал вопрос об экспонировании и хранении звукового искусства. Размышляя над оптимальным форматом, куратор Сергей Комаров вместе со своими коллегами пришел к выводу, что следует использовать пластинки «как пограничное состояние бестелесного звука, получившего возможность физически материализоваться в выставочном пространстве». 

1/3

 

Аудиоархив CYLAND (CYLAND Audio Archive — CAA). Фото: Юрий Горяной.

Silver_Clouds_Warhol.jpg

CYFEST, one of the biggest international media art festivals in Eastern Europe, was founded by a group of independent artists and curators in 2007. Since its inception, CYFEST’s main concerns have been to examine the dialogue between new and traditional visual languages and to show technological achievements via artistic transformation. CYFEST unites art professionals, artists, curators, educators and thinkers, programmers, engineers, and media activists all over the world, and expands contemporary art, intertwining it with various disciplines of science and technology.

 

Throughout the year, festival projects are presented at leading cultural institutions around the world. In 2019, CYFEST was showcased in New York, Moscow, Rome and Venice. Traditionally, Saint Petersburg has held the festival’s main event in partnership with local classical and experimental cultural institutions. Each year, the festival program includes several exhibition projects, sound art, video and educational programs.

The organizer of CYFEST is CYLAND MediaArtLab.

CYFEST: BEGINNING AND CONTINUATION

 

by Lizaveta Matveeva (St. Petersburg, Russia)

art critic, curator

 

CYFEST (formerly, Cyberfest), founded in 2007 as an annual festival of the CYLAND MediaArtLab, initially amounted to a small program of events at the Peter and Paul Fortress. The exposition in the Ioannovsky Ravelin opened with the installation “Silver Clouds” by Andy Warhol that was presented by the artist’s museum in Pittsburg (USA). Additionally, the first CYFEST is remembered for the exhibit “Story of E.A.T. 1960-2000s” dedicated to the American lab Experiments in Art and Technology that united artists, engineers and scientists. The mission of that organization, which became a prototype for CYLAND, was to expand artists’ access to new technologies and to give them an opportunity to use technological advances in their work.

silver_clouds_by_warhol.jpg

 

Andy Warhol (USA) with the contribution of Billy Klüver (USA), Silver Clouds, installation, 1966, reprint 2007, exhibition view (CYBERFEST 2007, Ioannovsky ravelin, photo: CYLAND)

 

CYLAND MediaArtLab was created for the same purpose of collaboration of engineers and computer programmers with contemporary artists, and CYFEST became the platform that allowed to showcase this new art and to discuss it.  With time, the festival’s geography has expanded. In recent years, its exhibitions, concerts, lectures and master classes have been held not just in St. Petersburg, but also in other cities of the world: in London (Village Underground, Bear Gallery), New York (Made in NY Media Center by IFP), Berlin (Platoon Kunsthalle, Museum of Computer Games, Kunstlerhaus Bethanien, Urban Spree, Kino Babylon, English Theatre Berlin), Vilnius, Tokyo (Sky Gallery 2) and Bogota (Centro Internacional de Negocios y Exposiciones de Bogota).

1/4

 

CYBERFEST 7 Sound Art Program (Platoon Kunsthalle, Berlin, Germany, 2013, photo: CYLAND)

 

CYFEST is an international festival that invites media artists from all over the world. Over the years, its participants have included: Ken Butler (USA), Carla Gannis (USA), Ent Dickinson (Great Britain), Philippe Lamy (France), Lei Lei (China), Sven Pahlsson (Norway), Nicola Rae (Great Britain), Jean-Michel Rolland (France), Mariateresa Sartori (Italy), Pink Twins (Finland) and others. In addition to artists, the festival also annually engages theoreticians of media art, such as Al Doyle (USA), Paul Malone (USA), Erandy Vergara (Canada-Mexico), Dan and Ellen Pearlman (USA), William Latham (UK), David Rosenboom (USA), and Dmitry Bulatov (Russia).

 

Along with artists and theoreticians, curators from the most diverse countries have also been invited to participate. The following curators have come to CYFEST: Anna Frants, Marina Koldobskaya, Silvia Burini, Natalia Kamenetskaya, Giuseppe Barbieri, Natasha Kurchanova, Leah Stuhltrager, Elena Gubanova, Peter Patchen, Carla Gannis, Vladislav Dobrovolsky, Boshko Boskovic, Katya Bochavar, Natalia Prikhodko, Yulia Garbuzova and others.

1/12

 

The responsibility for CYFEST's format and entry list is held by the festival board that over the years has included Phil Niblock, Silvia Burini, Natasha Kurchanova, Susan Katz, Irina Karasik, Gediminas Urbonas, Dmitry Ozerkov, Tatiana Bazzichelli, Manuela Benetton, Dmitry Bulatov, Erandy Vergara, Anna Yermolayeva, Olesya Turkina, Fred Forest, Julia Martin and Lev Manovich.

At the festival planning stage, a great deal of attention is paid to educational activities. The program of each CYFEST includes lectures, workshops and master classes that help the unprepared public to understand the language of media art and allows the artists to share their expertise—after all, many of them come not just to showcase their works, but also to talk about new technologies and to share the possibilities that media art has today.

 

Creating Formscape VR, the history of Mutator VR. Lecture by William Latham and Lance Putnam (Goldsmiths, University of London). CYFEST-12, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russia, 2019. Video: Anton Khlabov.

 

Each year CYFEST acquires new partners and venues. Since 2008, the festival has collaborated with the Youth Center at the Hermitage, in whose halls many notable events have been held, both exhibitory and educational. Other partners include the Russian State University for Humanities (Moscow), Pratt Institute (New York), the Center for the Study of Russian Culture (СSAR) at Ca’ Foscari University (Venice) and the WYE Arts Center (Berlin).

2019_05_24_cyfest_id_opening_9.jpg

Andrey Bartenev and Kinetic Installation The Enlightened One by Elena Gubanova & Ivan Govorkov, ID ART:TECH EXHIBITION Opening, Ca’ Foscari Zattere Cultural Flow Zone, Venice, 2019. As a Part of CYFEST-12 the International Media Art Festival. Photo: Marco Sabadin

Since 2008, CYLAND Media Lab has been accumulating a video archive whose curator is Victoria Ilyushkina. Video programs of CYFEST are composed from works stored in this archive. Also, there is an annual open call for proposals.  “Modus Operandi”, “Changing Landscapes”, “Way Up”, “Universe in Your Pocket”, “Action Planning:  Reaction” – these and other video programs of CYFEST have been screened at the festivals in St. Petersburg, Moscow, New York, Sao Paulo, Barcelona, Venice, Berlin, Vilnius, Helsinki and Bogota.

1/7

 

CYFEST Video Program Participants (Video Stills)

 

In parallel with the video programs, CYLAND creates programs of sound art, and since 2012 it has been forming an appropriate archive that contains works both by such pioneers of electronic music as Laurie Spiegel and by young authors.  The idea to create the archive started up back at the first CYFEST when the question arose about showcasing and storing audio art. In contemplating an optimum format, curator Sergey Komarov and his colleagues came to the conclusion that one should use the plates “as a borderline state of the immaterial sound that gained the opportunity to materialize physically in the exhibition space”.

1/3

 

The CYLAND Audio Archive (CAA). Photo: Yuri Goryanoy